Кулиш Евгений Григорьевич (kulish_e_g) wrote,
Кулиш Евгений Григорьевич
kulish_e_g

О Киевах - былинном и историческом...

Оригинал взят у ortnit в О Киевах - былинном и историческом...
   Киев - "матерь городов русских", Киев - столица Киевской Руси, Русского каганата. Русской земли, в летописях само название "Русь" применялось иногда как синоним Киева! Несомненно, Киев пожалуй самый значимый для русской истории город вплоть до 14 века. Русские князья рассматривали его как святыню своего рода и не жалели жизни в борьбе за него. Даже после того, как Киев потерял свое политическое и экономическое значение, после того как его разорил святотатец Андрей Боголюбский (уж не отсюда проистекает нелюбовь летописцев к этому князю?) русские князья продолжали бороться за право владеть этим городом. Да что там - уже после татаро-монгольского нашествия наместник татар Александр Невский был посажен именно в Киеве! При этом происхождение города окутано тайной.
   Автор ПВЛ сохранил легенду в недатированной части своей летописи об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью, вождями племенного союза полян:


И быша . г҃ . брата 16 . а 11 А єдиному имѧ Кии . а другому Щекъ . а третьєму Хоривъ . и сестра ихъ Лыбѣдь 17 . и сѣдѧше Кии на горѣ кдѣ 18 н҃нѣ оувозъ Боричевъ . а Щекъ сѣдѧше на горѣ . кдѣ ннѣ зоветсѧ Щековица . а Хоривъ на третьєи горѣ . ѿнюдүже прозвасѧ Хоривıца . створиша городокъ . во имѧ брата ихъ старѣишаго . и наркоша 19 и Києвъ . и бѧше ѡколо города лѣсъ и боръ великъ . и бѧху 20 ловѧще 21 звѣрь . 22 Б бѧхуть 23 бо мудрѣ и смыслени. и нарицихусѧ 24 В Полѧне . ѿ нихъ же суть Полѧне . Киӕне 25 и до сего дн҃и . инии же не вѣдуще 26 ркоша̑ 27 . ӕко Кии єсть перевозникъ бъıс̑ 28 . оу Києва бо 29 перевозъ бѧше тогда 30 съ ѡноӕ страны Днепра . тѣмь гл҃аху на 31 перевозъ на Києвъ. аще бо былъ 32 перевозникъ Кыи 33. то не бы ходилъ къ Цс̑рюград . но сии /л.5об./ Кии кнѧжаше в роду своєм̑ . и приходившю ему къ цс̑рю не свѣмы 34. но токмо ѡ семъ вѣмы ӕкоже сказають . ӕко велику честь при̑ӕлъ єсть ѿ цс̑рѧ . которого не вѣмъ . и при котором̑ приходи цс̑ри . идущю же єму ѡпѧть . приде къ Дунаєви . и възлюби мѣсто . и сруби городокъ малъ . и хотѧше сѣсти с родомъ сво̑имъ . и не даша єму близъ живущии . єже и донн̑ѣ нарѣчють Дунаици . городіще Києвѣць . Києви же прішедшю въ свои городъ Києвъ . ту и сконча Г животъ свои . и брата єго Щекъ и Хоривъ . и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашасѧ Д ❙ И по сеи братьи почаша дѣржати родъ ихъ кнѧжениє в Полѧхъ . а въ Деревлѧхъ своє . а Дрьговичи̑ Д своє . а Словѣне своє въ Новѣгородѣ . а друг̑є на Полотѣ . иже и Полочанѣ" .


  Археологи по разному датируют основание города - начало 7 века (дулебское городище), конец 8-начало 9 века (волынцевское городище), конец 9 века и даже начало 10 века! Различные датировки сохранились и в летописях:
- "Синопсис" (17 век) датирует основание Киева  375  годом;
 - Новгородская летопись из собрания Е. В. Барсова (копия XVII века) относит к 430 году;
 - летопись, которую использовал Яков Рейтенфельс датирует основание Киева 728 годом;

    Еще один источник - армянская "Хроника Тарона" Зенобия Глака, написанная примерно в 7 веке. В ней сохранилось предание об основании города  в земле Палуни тремя братьями - Куаром, Мелтеем и Хореаном. Предание один в один совпадает с легендой ПВЛ:
1. три брата основывают отдельные поселения;
2. объединяются в одном городе;
3. строят капище;
4. охотятся в окрестных лесах.
    Существует даже мнение, что летописец позаимствовал армянское предание! Хотя скорее было наоборот - армяне познакомились с легендой   о киеве и включили ее в свою хронику (мнение Б.Рыбакова). Произойти это могло в 7 веке, когда армяне столкнулись со славянами переселенными на границу Армении арабским полководцем Мерваном. Следовательно основание Киева произошло ранее 7 века!
    Киев - столица былинной Святой Руси. Анализ былинного эпоса и его европейской версии "Тидрека Бернского" показывает, что действие этих сказаний происходило на Дунае в 4-5 веке, во временна Аттилы. Первоначально я считал, что имя стольного града русского было перенесено в эпос под влиянием исторического Киева-на-Днепре, так же как там появилсь и другие восточноевропейские города, а в "Тидреке" - Хольмгард-Новгород, Смоленск, Полоцк. Во многом это было следствием того, что я считал Киев именно полянским городом. Однако, мне попалась на глаза оригинальная статья Где искать былинный Киев? и я поменял свою точку зрения.
   Как известно, Киевов в Центральной и Восточной Европе масса. Есть они и в Моравии (Киев), которая самым тесным образом связана с Киевской Русью. Исследователи называют также венгерский город Кеве на берегу Рацкевейского рукава Дуная. Та сакральная роль Киева Днепровского в жизни русов очевидно была связана именно с тем, что и столица легендарной Святой Руси также носила имя князя Кия, но в этом случае мы должны и саму легенду об основании Киева перенести на Средний Дунай! В этом случае получают объяснение и ранние датировки строительства города в "Синопсисе" и Барсовской летописи (4-5 вв.) и знакомство с этой легендой Зенобия Глака в 7 веке!
    Но как же быть с тем, что даже армнский вариант четко привязывает Киев к "земле Палуни", то есть к полянам? "Сага о Тидреке Бернском" знает полонов, верных подданных русов, входящих вместе с ними в королевство  Русциналанд. Наряду с велетами-вильцинами и самими русами, полоны - единственное славянское племя выделяемое из массы славян-вендов.  В них обычно видят поляков. Действительно, название Польши произошло от имени племенного  союза гнездовских полян, одноименных с полянами днепровскими. Еще одна группа полян переселилась в 7 веке на Балканы и вошла в состав Болгарского гос-ва. Поляне - одно из племен культуры Прага-Корчак, первоначальных носителей имени "Словене". Летописец объяснял их название тем, что они сидели в поле - степи, как древляне получили свое имя от густях лесов, а дреговичи - от болот, однако это объяснение не помогает нам в случае с гнездовскими полянами и полянам балканскими. Более того, Киев стоял  не в поле, сам летописец подчеркивает гористый характер киевской области. Еще Лев Гумилев связал название "поляне" с былинным обозначением славянских воительниц-амазонок - "поляницы". Очевидно имя ПОЛЯНЕ подчеркивало воинственность этого племени и выделяло его из массы словенских племен. Но особенно важно, что в интересующий нас период - 4-5 вв. - поляне и другие племена культур  Праги-Корчак проживали в Южной Польше и Словакии - рядом с Дунайской Русью и гуннами! Также и в былинах польские "королевичи из Крякова" названы святорусскими богатырями. Польский эпос ближайший к русскому - именно в польском языке, как и в русском "богатырь" имеет значение "витязь, герой", кроме того в польском эпосе сохранилось предание аналогичное былине о поединке Алеши Поповича с Тугарином Змеевичем, где главный герой носит имя Лешко Попелюша, а его противник - Александра Македонского. Следовательно, ничто не мешало русам основать свою столицу в земле ПОЛЯН НА ДУНАЕ! 
   Но как же быть с Киевом - Днепре? Археологи обнаруживают первые следы поселения на месте Киева в слоях 6-7 вв. Это городище основали пражско-корчакские племена, то есть поляне. Вполне возможно, что они просто перенесли на свой город старое название русско-полянской столицы. Тем более, что согласно полянскому преданию их князья вели свой род от русского князя Кия. У меня есть основания предпологать, что существовал и второй князь Кий, основавший Киев-на-Днепре в 6-7 вв.  и основавший Полянское кн-во после падения русского гос-ва рикса Мусокия-Маджака на Волыни и Подунавье. Дело в том, что летописец описывает поход Кия к Царьграду, получение им даров от императора и попытку закрепиться на Дунае, где им был основан городок Киевец. Попытка эта провалилась из-за противодействия местных славянских племен дунайцев. Все это поразительно напоминает обстоятельства падения русского гос-ва: восстания славянских племен после смерти рикса Мусокия, поход русов,славян и аваров на Царьград в 626 году, катастрофа постигшая молодой русский флот и уход русов на Балтику. Одновременно какая-то часть русов в это время оказывается на Кавказе и в союзе с тюрками и хазарами совершает поход на Дербент около 640 года. Очевидно это и были русы князя Кия, который создает свое княжество на Днепре. Союз с хазарами и тюрками позволил ему сохранить независимость от сильных и враждебных соседей - аваров и Великой Болгарии. Конфликт Кия с дунайцами  позволяет нам понять кем был  этот князь в "волынском царстве" русов. Византийские хроники того времени называют наряду с "риксом словен" Мусокием также его воевод-наместников на Дунае, руководивших походами на Византию, - Ардагаста и сменившего его Пейрегаста. Очевидно, что Кий был последним из этих дунайских воевод.
    Такие глубинные русско-полянские связи, восходящие к 4 веку, позволяют объяснить, почему именно днепровское Полянское кн-во стало новым домом для русов в 9 веке. Ослабленное  пресечением рода Киевичей Полянское кн-во было притесняемо со стороны агрессивных соседей - древлян, уличей и Хазарии, уже подчиневшей Северян,, Вятичей и Радимичей и потребовавшей дани от полян. В таких обстоятельствах естественным было  обратится за помощью к родичам прежней династии - русам, в это время утверждающим свое превосходство на Черном море. Новый русо-полянский союз позволил возродить могучее Русское государство и какое еще имя лучше бы подошло для его столицы, чем легендарный Киев - "мать городов русских"?!!


   
  

Tags: История, версия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment