Кулиш Евгений Григорьевич (kulish_e_g) wrote,
Кулиш Евгений Григорьевич
kulish_e_g

Category:

Боривой, Гостомысл и Бравлин.

Оригинал взят у ortnit в Боривой, Гостомысл и Бравлин.

 Мне приходилось уже  говорить о том, что приблизительно около 770 года Русское государство на острове Рюген, которое скандинавские саги Браваллького цикла называли Хольмгардом, а арабы возможно Островом русов, подверглось  нападению соседей - велетов. В этот период на острове появляются следы велетского присутствия, а русы по всей видимости были вынуждены в большенстве своем покинуть остров и вернуться на Дунай, где их появление в Моравии отмечено рядом поэм французского эпоса "Карл Великий". Это отразилось и в сагах - Рюген перестает быть  отдельной страной Хольмгардом и превращается в часть Вендланда. В Моравии однако русам закрепиться не удалось ввиду противодействия франков - "Карл Великий" зафиксировал ряд военных побед франков над русами. Предводитель русов Бравлин, наиболее вероятный на мой взгляд прототип русского короля-великана Фьерабраса, популярного героя французских поэм, увел свой народ из Моравии к Черному морю, где его появление было отмечено "Житием св. Стефана Сурожского" - русы совершили грабительский рейд по Крымскому побережью около 798 года. Здесь же хотелось бы поговорить о том, что стало с Балтийской Русью после ухода Бравлина.
  



Судя по описаниям  франкских летописей, которые называют престарелого велетского князя Драговита королем, равным Каролингам и Меровингам (хроники смутно подтверждают, что титул и права Драговита были подтверждены еще старым Карлом, то есть Карлом Мартелом, дедом Карла Великого, который умер еще в 741 году - хроники также описывают Драговита, как самого старого и авторитетного из велетских князей), велеты заняли в Южной Прибалтике место руянских-хольмгардских королей (Гельмольд писал, что лишь правители Руяна среди славянских князей имеют право на королевский титул). Адам Бременский сообщает также, что в древности гегемония велатабов-велетов распространялась на восток вплоть до Пруссии! Конец этой гегемонии пришелся на 78 г., когда велеты ввязались в конфликт с франками. Карл Великий разгромил дружины велетов и Драговит признал себя его вассалом. Вероятно тогда же русы - руяны изгоняют велетов с острова и возвращают независимость.
   В связи с этим весьма любопытным является новгородское предание о Гостомысле, сохраненное в "Иоакимовской летописи":

"Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при мори построй, учини с варяги мир, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудна. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем проел авися всюду".

Посланцы притесняемых "варягами" "людей" нашли Боривоя в другом городе-крепости - в Барме: 

"Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден Буривой бысть, вся свои вой погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластнии пребываху, и тамо, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь".

   Позднее летописное сказание привязало эти события к новгородской земле, однако анализ всего комплекса легендарных известий "Иоакимовской летописи" показывает, что на деле известия эти относились к совершенно другому региону. Так, к примеру, легендарные предки Боривоя и Гостомысла Словен и Владимир Древний - это былинные Владимир Красно Солнышко и его отец Слав или Всеслав, известные и германскому эпосу "Тидрек Бернский", как Гертнит и Вальдемар  - древние короли Дунайской Руси - Ругиланда, воевавшие с готами и гуннами в 5 веке. 
    Профессор Азбелев в специальной работе посвященной Гостомыслу, пришел к выводу, что "старейшина Гостомысл" новгородских сказаний - это никто иной как "король вендов" Гостомысл, вовевывший в 844 году против франков в землях славян - ободритов. Здесь обнаруживается и "Великий град" - также называлась  столица ободритов! Город, построенный Гостомыслом "при море" и отождествленный летописцем с Выборгом - это Висмар на южном побережье Балтики. Таким образом "людие" - это венды-ободриты и м.б. руяне, а их притеснители "варяги" - франки! Весьма любопытно, что русские летописцы, переводя труды своих византийских коллег слово "франки", как правило переводили именно как "варяги".
   А теперь зададимся вопросом: откуда ободриты и руяне призывали Гостомысла, если русы ушли с Бравлином и более на остров не возвращались? Сказание указывает, что Гостомысла ободриты призвали из Бармы. сообщение это довольно путанное. С какими "варягами" воевал отец Гостомысла? Где он с ними воевал? Как его походы в Бьярмию связаны с этой войной? Биографию предшественника Гостомысла можно разложить следующим образом:
1. Боривой вел успешные войны с "варягами" - учитывая, что после его смерти эти же "варяги" обложили данью ободритов, с которыми воевал Гостомысл, то речь идет о франках;
2. Боривой совершил поход на Восток, где подчинил некую землю Бьярмию, но на реке Кумени потерпел поражение и потерял почти все войко;
3. чудом спасшийся Боривой укрылся в некоей крепости Барме, принадлежащей вассальному князю, и там умер, оставив сына Гостомысла.

    А. Никитин убедительно доказал, что под именем Бьярмии в скандинавских сагах скрывается Ливония - Восточная Прибалтика. Это позволяет искать злосчастную реку Кумень здесь же (возможно речь о карельской реке Куми-Йоки). Относительно Бармы есть несколько предположений - прусская область Вармия, Татищев отождествлял Барму с Корелой или Кегсгольмом. Когда произошла неудача Боривоя - до возвышения Драговита и велетов или после? В первом случае именно поражение на Кумени могло привести к победе велетов, во-втором Боривой правил уже после Драговита. Это согласуется и с успешными войнами Боривоя с франками-варягами, так как венды начали воевать с франками лишь в конце 8 века. Но с той же вероятнотью может быть, что варяги, с которыми Боривой вел многочисленные войны были не те, с которыми воевал его сын в 9 веке! Ведь варягами на Руси звали изначально самих ободритов - вагров! То есть в иоакимовской летописи смешались два сказания - о покорении Боривоем варягов-ободритов и о войне Гостомысла с варягами-франками! Могли под варягами подразумеваться и скандинавы!
   Тогда последовательность событий могла быть следующей:
1. около 760-770 гг. состоялась знаменитая Бравалльская битва между датским конунгом Харальдом Боезубом и его племянником Сигурдом Рингом, по совместительству внуком хольмгардкого конунга (русского кагана!) Радбарда, сына Скиры (вдова Хрерика Датского с сыном Харальдом нашла убежище от своего отца Ивара, убившего ее супруга, в Хольмгарде и родила от Радбарда сына Рандвера, ставшего конунгом Швеции, он то и стал отцом Сигурда); на стороне Сигурда сражалась также русская дружина во главе с сыном сестры Радбарда Регнальдом. Сигурд одержал победу (как король Дании упоминается в 770 году в франкских хрониках под именем Зигфрида).
2. после победы на Бравалле, в честь которой вероятно получил свое имя Бравлин, приемник Радбарда Боривой воюет с "варягами" (вагры? скандинавы? франки?) и подчиняет Восточную Прибалтику, но потом терпит поражение на реке Кумень, где были перебиты почти все его воины. Сам Боривой умерает в крепости Барма.
3. воспользовавшись ослаблением Руяна, велеты захватывают остров Рюген и распространяют свою власть на все Славянское Поморье. Бравлин уводит свой народ на Дунай, где некоторое время боролся с франками за Моравию (характерно, что и Сигурд-Зигфрид и Фьерабрас-Бравлин помогают саксуВидукинду во время его восстания против Карла Великого).
4. После поражения велетов в 789 году от франков Руян освобождается от велетов и русы-руяне приглашают на престол второго сына Боривоя Гостомысла, жившего в Барме. Гостомысл становится королем вендов и возглавляет войну с франками.




Tags: Балтийская Русь, Боривой, Бравлин, Гостомысл, Драговит, Иоакимовская летопись, Карл Великий, Руян, Рюген, Фьерабрас, Хольмгард, велеты, русы, эпос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments